среда, 22 ноября 2023 г.

 

Сказка как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Человек – часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Поэтому каждому человеку необходимо знать родную природу и знать свое место в окружающем мире. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу, как нечто живое, а с помощью сказки он воспринимает знания более полно, осмысленно, ведь сказка дает знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Все это позволяет говорить о необходимости проведения работы по экологическому воспитанию с использованием сказок.

Экологические занятия с дошкольниками должны носить эмоциональный сказочный характер. Дети должны почувствовать, что мир наполнен живыми радующимися и страдающими существами, требующими бережного и уважительного отношения, они должны ощутить право на жизнь даже маленькой букашки. Это ощущение передается ребенку именно через переживание сказочных ситуаций, в которые попадают живые существа природы. Набор сухой информации не делает человека человеком. Ум всегда может себя обмануть, оправдывая жестокое и безнравственное отношение к природе необходимостью. Поэтому так важны игры и сказки в дошкольном детстве. В игровой эмоциональной форме легче заложить в человеке экологическое восприятие мира.

Экологическая сказка учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, дает ребенку возможность стать членом интересного общества верных друзей (животных, растений), научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой. Большую роль играют такие факторы, как доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интерес у ее познанию, сочувствия ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Методика работы со сказкой:

I этап – детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта наблюдения за живыми объектами, с которыми дети затем встречаются в сказке

II этап – дети входят в область активного действенного освоения экологического содержания сказочного произведения

III этап – овладение средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами природы, одной из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные экологические ситуации

IV этап – использование детьми полученных знаний в самостоятельной творческой деятельности

После подбора экологических сказок первым этапом было составление цикла наблюдений в природе в зависимости от сезона (дары природы, комнатные растения, домашние и дикие животные, живая и неживая природа, птицы). Основная цель наблюдений – подготовить детей к пониманию экологического содержания сказки.

Во время наблюдений мы решали конкретные задачи:

  • способствовать развитию чувственного восприятия природы, эмоционального отношения к ней;
  • обеспечить формирование представлений об особенностях жизни, роста и развития обитателей различных экологических систем; о зависимости их существования от факторов внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ;
  • побуждать детей к объяснению наблюдаемых ситуаций;
  • выполнять трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Требования к проведению наблюдений:

  • наблюдения должны носить кратковременный характер, длительность наблюдения 5-10 минут;
  • каждое наблюдение должно быть нового содержания: знакомство с объектом, наблюдение за его морфологией (строением), функционированием и средой обитания;
  • при организации наблюдения необходимо обеспечить доступность наблюдаемого объекта детям, при необходимости – контакт "один на один", самостоятельность в получении информации в момент наблюдения.

Структура наблюдения такова:

  • конкретный вопрос детям по содержанию данного наблюдения;
  • процесс самостоятельного наблюдения (длится секунды);
  • высказывания детей и короткие пояснения воспитателя;
  • новый вопрос по содержанию наблюдения (поискового характера);
  • процесс повторного самостоятельного наблюдения.

Основными приемами руководства кратковременными наблюдениями детей являются: действенные приемы (обследовательские действия, показ руками движений объекта, его строения и т.п.), короткие рассказы, вопросы, пояснения, игровые приемы (для поддержания возникших положительных эмоций).

При взаимодействии с детьми в процессе наблюдения стремились:

  • заинтересовать детей природным объектом;
  • организовать восприятие объекта при получении согласия детей;
  • дать детям возможность удовлетворить возникшее любопытство;
  • проявить заинтересованное отношение к высказываниям детей по поводу увиденного;
  • выразить свое собственное простое и искреннее отношение к объекту;
  • отметить общее эмоциональное и индивидуальные проявления детей;
  • использовать в процессе наблюдения общение с другими детьми и взрослыми.

Можно сфотографировать фрагменты наблюдений, далее, после знакомства со сказкой, фотографии можно рассмотреть, прокомментировать. Наряду с организацией наблюдений, можно использовать другие формы работы, способствующие накоплению детьми эмоционально-чувственного опыта общения с обитателями экологической системы.

Среди них: рассматривание картин, иллюстраций, прослушивание аудиозаписей со звуками природы (шум дождя, шелест листвы, пение птиц и т.п.), просмотр кино- и видеофильмов, дидактические игры, речевые логические задачи, труд в природе, рисование, лепка, аппликация на основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений.

Методы работы: собственные рассказы взрослых о наблюдаемых явлениях, беседы по наблюдениям, картинам и т.д.

II этап

Знакомство со сказкой

Задачи:

  • подводить детей к пониманию экологического содержания сказки, опираясь на непосредственный эмоционально-чувственный опыт, приобретенный в процессе наблюдения за объектами природы, с которыми дети встречаются в сказке;
  • способствовать развитию у детей интереса и чуткости к образному языку сказки;
  • обеспечить расширения знаний о художественном слове, его эмоциональной окраске;
  • способствовать усвоению различных изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах;
  • поощрять желание детей вживаться в образ, передавать его эмоционально и выразительно.

Читаем детям сказку выразительно и эмоционально (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности).

Проводим беседу по заранее подготовленным вопросам экологического содержания, направленным на уточнение последовательности событий и понимание содержания сказки.

В ходе работы со сказкой наблюдаем за характером поведения эмоциональных проявлений детей, отмечаем их заинтересованность сказкой.

Во время беседы постоянно обращаемся к личному опыту детей, поощряем высказывания детей.

III этап

Путешествие по сказке

Задачи:

  • побуждать детей к видоизменению экологического содержания сказки;
  • поощрять позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение экологических проблем;
  • поощрять умение внимательно выслушивать ответы товарищей, давать оценку с экологических позиций.

Эффективным приемом "путешествия" по сказке может стать участие самого ребенка в решении экологической проблемы или принятие на себя одного из сказочных образов («Жучок Саша»).  Используем различные приемы: речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла.

Следует привлекать других детей и взрослых к разносторонней оценке придуманных сказок, обращая внимание на использование выразительных средств передачи явлений природы, описания природных объектов. Придуманные детьми весте со взрослыми сказки включаем в различные виды деятельности: игровую, изобразительную, конструкторскую, театрализованную и др.

IV этап

Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок экологического содержания

Задачи:

  • способствовать развитию у детей интереса к творческому рассказыванию, желания фантазировать и сочинять сказки о природе;
  • побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок о природе;
  • побуждать к развитию продуктивности творческого рассказывания сказок экологического содержания, умения создавать несколько вариантов сочинения на одну тему.

Можно использовать разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок экологического содержания: предложение детям разнообразных сюжетов и интересных тем, сказки о природе для малышей, для сказочного персонажа, для любимого обитателя экологической системы.  Можно поместить сказки в альбом творчества, в книгу "Наши сказки о природе". Сказки могут быть инсценированы, предложены в детском саду для участия в конкурсе на лучшего сказочника-природоведа, участия в КВН.

Добро пожаловать в мир природы и сказок экологического содержания!

Экологический проект «Капелька воды»

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок – это вода. Она дает ребенку благоприятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой – один из самых приятных способов обучения.

В нашей группе, исходя из интересов детей, был разработан и реализован совместно с родителями экологический проект («Капелька воды»), рассчитанный на один год обучения (средняя группа).

В рамках проекта проводились беседы с родителями, оформили газету «Где встречается вода в природе», «Отдыхаем, не навредя».

В ходе проекта дети совместно с родителями знакомились со свойствами воды, проводили эксперименты (см. слайд), ежедневно во время прогулок наблюдали за природными явлениями (облака, дождь, снег, лед, сосульки, капель, лужи, ручейки), отмечали изменения состояния воды в зависимости от сезона, проводились игры с водой (запускали бумажные кораблики), создали «центр природы и экспериментирования» в группе.

В ходе проекта у детей сформировалось бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладели несложными способами экспериментирования с водой, появились исследовательские умения, соответствующие возрасту, повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

 





Комментариев нет:

Отправить комментарий