Сказка как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного
возраста
Человек – часть природы,
он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует
окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы
сможем понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь
на земле. Поэтому каждому человеку необходимо знать родную природу и знать свое
место в окружающем мире. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в
дошкольном возрасте усвоение экологических знаний наиболее продуктивно, так как
ребенок воспринимает природу, как нечто живое, а с помощью сказки он
воспринимает знания более полно, осмысленно, ведь сказка дает знания о природе,
о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром.
Все это позволяет говорить о необходимости проведения работы по экологическому
воспитанию с использованием сказок.
Экологические занятия с
дошкольниками должны носить эмоциональный сказочный характер. Дети должны
почувствовать, что мир наполнен живыми радующимися и страдающими существами,
требующими бережного и уважительного отношения, они должны ощутить право на
жизнь даже маленькой букашки. Это ощущение передается ребенку именно через
переживание сказочных ситуаций, в которые попадают живые существа природы.
Набор сухой информации не делает человека человеком. Ум всегда может себя
обмануть, оправдывая жестокое и безнравственное отношение к природе
необходимостью. Поэтому так важны игры и сказки в дошкольном детстве. В игровой
эмоциональной форме легче заложить в человеке экологическое восприятие мира.
Экологическая сказка
учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления
природы, дает ребенку возможность стать членом интересного общества верных
друзей (животных, растений), научиться понимать их потребности и
взаимоотношения с окружающей средой. Большую роль играют такие факторы, как
доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности.
На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть
заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интерес у
ее познанию, сочувствия ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных
ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Методика работы со
сказкой:
I этап – детям
предоставляется возможность приобретения непосредственного
эмоционально-чувственного опыта наблюдения за живыми объектами, с которыми дети
затем встречаются в сказке
II этап – дети входят в
область активного действенного освоения экологического содержания сказочного
произведения
III этап – овладение
средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными
образами природы, одной из фундаментальных средств – включение сказочных героев
в различные экологические ситуации
IV этап – использование
детьми полученных знаний в самостоятельной творческой деятельности
После подбора
экологических сказок первым этапом было составление цикла наблюдений в природе
в зависимости от сезона (дары природы, комнатные растения, домашние и дикие
животные, живая и неживая природа, птицы). Основная цель наблюдений –
подготовить детей к пониманию экологического содержания сказки.
Во время наблюдений мы
решали конкретные задачи:
- способствовать развитию чувственного
восприятия природы, эмоционального отношения к ней;
- обеспечить формирование представлений об
особенностях жизни, роста и развития обитателей различных экологических
систем; о зависимости их существования от факторов внешней среды,
взаимосвязях внутри природных сообществ;
- побуждать детей к объяснению наблюдаемых
ситуаций;
- выполнять трудовые действия, направленные на
сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Требования к проведению
наблюдений:
- наблюдения должны носить кратковременный
характер, длительность наблюдения 5-10 минут;
- каждое наблюдение должно быть нового содержания:
знакомство с объектом, наблюдение за его морфологией (строением),
функционированием и средой обитания;
- при организации наблюдения необходимо обеспечить
доступность наблюдаемого объекта детям, при необходимости – контакт
"один на один", самостоятельность в получении информации в
момент наблюдения.
Структура наблюдения
такова:
- конкретный вопрос детям по содержанию данного наблюдения;
- процесс самостоятельного наблюдения (длится
секунды);
- высказывания детей и короткие пояснения
воспитателя;
- новый вопрос по содержанию наблюдения (поискового
характера);
- процесс повторного самостоятельного наблюдения.
Основными приемами
руководства кратковременными наблюдениями детей являются: действенные приемы
(обследовательские действия, показ руками движений объекта, его строения и
т.п.), короткие рассказы, вопросы, пояснения, игровые приемы (для поддержания
возникших положительных эмоций).
При взаимодействии с
детьми в процессе наблюдения стремились:
- заинтересовать детей природным объектом;
- организовать восприятие объекта при получении
согласия детей;
- дать детям возможность удовлетворить возникшее
любопытство;
- проявить заинтересованное отношение к
высказываниям детей по поводу увиденного;
- выразить свое собственное простое и искреннее
отношение к объекту;
- отметить общее эмоциональное и индивидуальные
проявления детей;
- использовать в процессе наблюдения общение с
другими детьми и взрослыми.
Можно сфотографировать
фрагменты наблюдений, далее, после знакомства со сказкой, фотографии можно
рассмотреть, прокомментировать. Наряду с организацией наблюдений, можно
использовать другие формы работы, способствующие накоплению детьми
эмоционально-чувственного опыта общения с обитателями экологической системы.
Среди них:
рассматривание картин, иллюстраций, прослушивание аудиозаписей со звуками
природы (шум дождя, шелест листвы, пение птиц и т.п.), просмотр кино- и
видеофильмов, дидактические игры, речевые логические задачи, труд в природе,
рисование, лепка, аппликация на основе впечатлений, полученных в процессе
наблюдений.
Методы работы:
собственные рассказы взрослых о наблюдаемых явлениях, беседы по наблюдениям,
картинам и т.д.
II этап
Знакомство со сказкой
Задачи:
- подводить детей к пониманию экологического
содержания сказки, опираясь на непосредственный эмоционально-чувственный
опыт, приобретенный в процессе наблюдения за объектами природы, с которыми
дети встречаются в сказке;
- способствовать развитию у детей интереса и
чуткости к образному языку сказки;
- обеспечить расширения знаний о художественном
слове, его эмоциональной окраске;
- способствовать усвоению различных
изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и
применению их в своих рассказах;
- поощрять желание детей вживаться в образ,
передавать его эмоционально и выразительно.
Читаем детям сказку
выразительно и эмоционально (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты,
пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской
деятельности).
Проводим беседу по
заранее подготовленным вопросам экологического содержания, направленным на
уточнение последовательности событий и понимание содержания сказки.
В ходе работы со сказкой
наблюдаем за характером поведения эмоциональных проявлений детей, отмечаем их
заинтересованность сказкой.
Во время беседы
постоянно обращаемся к личному опыту детей, поощряем высказывания детей.
III этап
Путешествие по сказке
Задачи:
- побуждать детей к видоизменению экологического
содержания сказки;
- поощрять позитивную направленность сюжетов сказок
на разрешение экологических проблем;
- поощрять умение внимательно выслушивать ответы
товарищей, давать оценку с экологических позиций.
Эффективным приемом
"путешествия" по сказке может стать участие самого ребенка в решении
экологической проблемы или принятие на себя одного из сказочных образов («Жучок
Саша»). Используем различные приемы: речевой пример, вопросы,
побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла.
Следует привлекать
других детей и взрослых к разносторонней оценке придуманных сказок, обращая
внимание на использование выразительных средств передачи явлений природы,
описания природных объектов. Придуманные детьми весте со взрослыми сказки
включаем в различные виды деятельности: игровую, изобразительную,
конструкторскую, театрализованную и др.
IV этап
Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок
экологического содержания
Задачи:
- способствовать развитию у детей интереса к
творческому рассказыванию, желания фантазировать и сочинять сказки о
природе;
- побуждать детей к самостоятельной творческой
деятельности по сочинению сказок о природе;
- побуждать к развитию продуктивности творческого
рассказывания сказок экологического содержания, умения создавать несколько
вариантов сочинения на одну тему.
Можно использовать
разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок экологического
содержания: предложение детям разнообразных сюжетов и интересных тем, сказки о
природе для малышей, для сказочного персонажа, для любимого обитателя
экологической системы. Можно поместить сказки в альбом творчества, в
книгу "Наши сказки о природе". Сказки могут быть инсценированы,
предложены в детском саду для участия в конкурсе на лучшего
сказочника-природоведа, участия в КВН.
Добро пожаловать в мир
природы и сказок экологического содержания!
Экологический проект «Капелька воды»
В период дошкольного
детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у
ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Первое вещество, с которым с
удовольствием знакомится ребенок – это вода. Она дает ребенку благоприятные
ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически
неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой – один из
самых приятных способов обучения.
В нашей группе, исходя
из интересов детей, был разработан и реализован совместно с родителями
экологический проект («Капелька воды»), рассчитанный на один год обучения
(средняя группа).
В рамках проекта
проводились беседы с родителями, оформили газету «Где встречается вода в
природе», «Отдыхаем, не навредя».
В ходе проекта дети
совместно с родителями знакомились со свойствами воды, проводили эксперименты
(см. слайд), ежедневно во время прогулок наблюдали за природными явлениями
(облака, дождь, снег, лед, сосульки, капель, лужи, ручейки), отмечали изменения
состояния воды в зависимости от сезона, проводились игры с водой (запускали
бумажные кораблики), создали «центр природы и экспериментирования» в группе.
В ходе проекта у детей
сформировалось бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладели
несложными способами экспериментирования с водой, появились исследовательские
умения, соответствующие возрасту, повысилась воспитательная компетентность
родителей в экологическом образовании дошкольников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий